Ново-Лыбедский коллектор

В 1939 г. в дополнение к существующему Старо-Лыбедскому коллектору (500-600-900 мм), построенному в 1909 г., был построен Ново-Лыбедский самотечный канализационный коллектор. Он проложен, начиная от завода "Транссигнал", вдоль поймы р.Лыбеди до камеры перехода в дюкер - выпуск в р.Лыбедь. Коллектор кирпичный, шатрового сечения, диаметром 1700-1800-1900 мм, общей протяженностью около 6 км.

В продолжение Ново-Лыбедского кирпичного коллектора от камеры перехода (в районе Маргаринового завода) до выпуска в р.Лыбедь (у Лысой горы) проложен коллектор-дюкер из двух чугунных трубопроводов диаметром 1200 мм каждый, протяженностью 1 км.

В 1939-1940 годах были также построены:

  • напорный канализационный трубопровод от Подольской насосной станции до Скоморошского самотечного коллектора (угол улиц Кравченко и Бердичевской) из чугунных труб диаметром 900-1050 мм, общей протяженностью 2815 м; часть этого коллектора в районе Татарки проложена в штольне,, на глубине до 40 м, что по тем временам представляло определенную сложность, интерес, новизну;
  • Скоморошский самотечный коллектор от ул.Кравченко до завода "Транссигнал" (начало Ново-Лыбедского коллектора), из чугунных труб диаметром 1050 мм, протяженностью 1400 м;
  • реконструировано центробежное отделение Подольской насосной станции. Было достроено помещение машинного зала и установлен второй, Горловский центробежный насос производительностью 300 м /ч. Для питания двух агрегатов установлен трансформатор 320 кВА.

Эти три крупных коллектора и реконструкция Подольской насосной станции проектировались в проектном отделе Киевского Каналтреста. Отдел тогда возглавлял Иван Сергеевич Козлов. Автором проектов этих коллекторов был Анатолий Иванович Крюков - сын И.П.Крюкова - кадрового работника канализации города.

А.И.Крюкову, тогда еще молодому инженеру, удалось создать уникальный проект Ново-Лыбедского коллектора, применить ряд новых и смелых инженерных решений. Они были успешно воплощены в жизнь Николаем Николаевичем Шрейбером, тогда начальником одного из строительных участков треста "Водоканал-строй". Ввод в эксплуатацию в 1937-1940 гг. ряда канализационных коллекторов и сооружений дал возможность прекратить сброс стоков в 1940 г. на поля орошения. Отныне воды подавались сюда только по специальным заявкам, для полива овощных культур в совхозе "Пуща-Водица". В этот же период были сооружены и другие уличные и районные коллекторы: Крещатикско-Жадановский, диаметром 500-600-800 мм, длиной 2 км (1933 г.); Станкостроевский, диаметром 500-600 мм, протяженностью около 3 км (1934 г.);

Брест-Литовский, диаметром 350-500 мм, протяженностью 1,4 км (1935 г.); Павловский, диаметром 300-400 мм, протяженностью 1,6 км (1939 г.) и др. За 10 лет, с 1930 по 1940 г., протяженность канализационных сетей города выросла более чем на 30 км, на что было израсходовано 17 млн. 985 тыс. руб. (по старой шкале цен). Только на строительство трех крупных названных выше коллекторов (Лыбедского, Скоморошского и Подольского напорного) израсходовано 11 млн. 877 тыс. рублей.

В эти предвоенные годы обстановка была напряженной. В связи с этим большое внимание уделялось повышению надежности сооружений по линии МПВО. Большая работа проводилась по дублированию, кольцеванию магистралей, устройству переводов. Проводилась учеба с личным составом Каналтреста во программам, близким к условиям военного времени. В довоенный период (20-30-е годы) много хлопот работникам канализационного хозяйства города доставлял выпуск стоков в р.Днепр (см. рис.5). По причине различных негативных факторов, в первую очередь зависимость от поведения Днепра в месте излива стоков, на дне скапливалось очень большое количество осадков. Сохранились старые фотографии 1925 г., на которых показан момент расчистки наносов ила в радоне устья выпуска, в объеме около 20 куб. саженей (90 м ). Осадок затруднял излив стоков из трубы. Для обеспечения нормальных условий выпуска стоков часто использовался землесос. Время от времени возобновлялось укрепление берега и дна реки от размывов. Создана была даже специальная водолазная служба - "отряд", который систематически вел наблюдения за состоянием подводной части выпуска и осадка.

В 1927 г., в результате интенсивного весеннего ледохода подводная часть выбросного чугунного коллектора была полностью разрушена и более не восстанавливалась. В этом же году вместо разрушенного коллектора был построен деревянный желоб, по которому стоки изливались в Днепр почти у самого берега. Деревянный желоб просуществовал 15 лет и был разрушен во время немецкой оккупации в 1942 г. С тех пор стоки неорганизованно стали сбрасываться в Днепр.

Сброс стоков без очистки осуществлялся системой Лыбедских коллекторов до 1965 г., до постройки и пуска Бортнической станции биологической очистки, о которой будет сказано ниже. Естественно, что среди сооружений тех лет особо выделяется Ново-Лыбедский коллектор, который , несомненно, относится сейчас к уникальным гидротехническим сооружениям г. Киева периода 30-х годов XX ст. (см.вклейку).

Проект этого коллектора, как отмечалось, был разработан в 1935-1936 годах коллективом проектного отдела Киевского Ка-налтреста, руководимого И.С.Козловым. Автор проекта А.И.Крюков. Сохранилась фотография небольшого, но дружного и высоко-профессионального коллектива проектного отдела. Строительство коллектора осуществлялось трестом "Водока-налстрой" с весны 1937 г. до лета 1939 г. в сложнейших гидрогеологических условиях. Сроки и, особенно, качество работ могут служить примером для современных строителей. Строительство велось двумя участками: первый - от завода "Транссигнал" до Байкового моста, второй - от Байкового моста до камеры перехода в дюкер и дюкер до сброса стоков в р.Лы-бедь. Начальником первого строительного участка был Николай Николаевич Шрейбер (впоследствии - начальник управления канализации и ПУВКХ г. Киева до 1975 г.), прорабом - Сава Де-рмидонтович Мельник, технический надзор от ОКС Каналтреста осуществляли инженер Павел Трофимович Удовиченко (после Н.Н.Шрейбера начальник службы канализации города вплоть до выхода на пенсию в 1970 г.) и техник Павел Петрович Баранни-ков - сын профессора медицины, гигиениста П.Баранникова (затем зам. начальника службы канализации города вплоть до выхода на пенсию). Начальником второго строительного участка был инженер В.Л.Торлецкий, технический надзор от ОКСа осуществляли инженер Сысин и техник М.Приходько.

В процессе строительства оба участка были объединены в один во главе с Н. Н. Шрейбером, которого по праву можно считать главным строителем коллектора. На работах были задействованы вольнонаемные рабочие, в основном выходцы из соседней Белоруссии.

Основные технические параметры коллектора. Коллектор -кирпичный, шатрового сечения, 1700-1800-1900 мм, протяженностью 5935 м. На участке от завода "Транссигнал" и до ул. Толстого прокладывался по ул.Жадановского и Толстого (см.рис.6) до левого берега р.Лыбеди и далее на всем протяжении вдоль нее на расстоянии иногда 5-10 м значительно ниже уровня грунтовых вод и уровня р.Лыбеди. Следует отметить, что перед началом его сооружения был выполнен на берегу р.Лыбеди натуральный макет коллектора, что само по себе является беспрецедентным в истории Киевской канализации. Это также говорит о высоком качестве работ. Сооружался коллектор в сплошном дубовом шпунтовом креплении толщиной 10 см на искусственном основании: свайное деревянное основание из дуба, диаметр свай 22 см, длина 6 м; деревянный ростверк из бревен сечением 22 см и пластин 10 см; бутовый стул толщиной 70 см и далее кирпичная кладка стен, свода и лотка коллектора в переставной опалубке - кружалах.

Защитная (внутренняя) часть свода и лотка коллектора (первый перекат) выполнена из клинкерного высокопрочного кирпича Стайкинского завода (Киевская обл.). Два наружных переката клались из кирпича-железняка на растворе из пуццоланового и шлакопортландского цемента. Сооружение коллектора велось участками- захватками, из которых производилась откачка грунтовых вод электронасосами до полного возведения участка коллектора, после чего откачка прекращалась.

Трасса коллектора проходила в сложных условиях, в частности через р.Лыбедь, озеро на территории конфетной фабрики, под железнодорожным Байковым путепроводом.

Прокладка участка Ново-Лыбедского коллектора под Байковым мостом представляет определенный интерес. Особенность прокладки коллектора под путепроводом заключается в следующем:

  • в течение всего периода строительства коллектора под путепроводом движение поездов по железной дороге не прекращалось;
  • бетонное основание под две чугунные трубы диаметром 1200 мм укладывалось ниже на 2 м уже существующих устоев железнодорожного путепровода;
  • в верхней части перехода под путепроводом через котлован коллектора в специальном деревянном коробе пропускалась рЛыбедь;
  • чугунные трубы, изготовленные по спецзаказу Каналтреста заводом "Большевик", укладывались на изготовленное методом подводного бетонирования основание на деревянных сваях, раструбы чеканились свинцом. После этого трубы брались в бетонную "рубашку".

Для удержания устоев путепровода от сдвигов при рытье котлована устанавливались мощные железобетонные балки-распорки в количестве шести штук.

Прокладка участка Ново-Лыбедского коллектора под Байковым мостом согласно календарного плана должна быть выполнена за 55 дней при трехсменной работе. По мнению участников этого строительства, фактическая продолжительность была близка к плановой, что говорит о высокой культуре и рациональной организации работ даже по современным меркам. Вся трасса Ново-Лыбедского коллектора общей протяженностью около б км была построена за два с небольшим года. Первоначальная стоимость коллектора составила 9 млн. 836 тыс. рублей. С момента постройки коллектора прошло более 50 лет. Это превышает предел нормативного срока службы кирпичных канализационных коллекторов более чем в 3 раза (15 лет). В настоящее время состояние коллектора таково, что он может нормально эксплуатироваться еще многие годы.

В ПЭКС г. Киева, несмотря на военное лихолетье, чудом сохранилась настоящая "синька" проекта этого коллектора. А в экспозиции нашего музея имеется еще подарочный фотоальбом с фотографиями проекта коллектора. Таким своеобразным подарком была отмечена работа автора проекта А.И.Крюкова. Альбом любезно подарен музею канализации его владельцем в 1990 г. Документация пропала, многих из создателей коллектора уже давно нет в живых, а их детище все еще служит городу.

В предвоенные 30-40-е годы городская служба канализации претерпела существенные количественные и качественные изменения. Одновременно с ростом сети совершенствовалась и материально-техническая база предприятия. В связи с началом строительства на территории бывшей Киевской торгово-промышленной выставки 1913 г. (Троицкая площадь) нового Центрального республиканского стадиона была ликвидирована старая база канализационного хозяйства по ул.Прозоровской.

Вместо нее по решению Киевского горисполкома в 1937-1938 гг. для канализационного хозяйства была сооружена новая база по ул.Боенской, 15 (ныне ул. Ивана Кудри) в составе: административное трехэтажное здание; жилой трехэтажный дом; гараж; склад-гараж; складское помещение; проходная и другие объекты общей стоимостью около 900 тыс. рублей. Сюда переехала администрация Киевканалтреста, созданного в 1936 г. вместо Службы канализации, а также I район (участок) канализации. Эта территория стала основной базой городской службы канализации. II район канализации был сформирован на базе Подольских насосных станций. Начал создаваться III Лукьяновский район, который, однако, в период войны распался.

В связи с бурным городским строительством в системе Канал-треста были созданы специальные подразделения, занимающиеся капитальным строительством - ОКС и Проектный отдел, о котором сказано выше.

Основным производственным звеном в составе Каналтреста были грабельщики и машинисты канализационных насосных станций, сетевые рабочие и обходчики сети. Кроме этих категорий работников были еще и другие, обеспечивающие, как говорится, тылы. Среди них: медработники, ветеринарный фельдшер, кузнецы, повара, мойщики спецодежды, ездовые и шофера, курьеры и др.

Основной заботой всегда был транспорт. В составе треста было два-три десятка лошадей и свыше 15 ед. автотранспорта. Накануне Великой Отечественной войны в 1941 г. Киевская канализация (Каналтрест) включала: самотечных и напорных сетей 245 км, в том числе 23,9 км главных коллекторов, шесть канализационных насосных станций общей производительностью 1720 м"/ч с установленной мощностью двигателей 570 кВт, в том числе Подольскую насосную станцию (центробежное и плунжерное отделение) производительностью 1175 м /ч и установленной мощностью 360 кВт. Остальные пять насосных станций: Пуща-Водица, Музгородок, Чоколовская, Станкозаводская и Поля орошения имели суммарную производительность 545 м/ч и установленную мощность 210 кВт.

Расчетная пропускная способность всех канализационных сооружений составляла 180 тыс. мЗ/сут., а фактический пропуск стоков - 120 тыс. м /сут., т.е. в целом сеть имела значительный резерв мощности. Однако Подольская насосная станция пропускной способностью 25 тыс. м /сут. работала уже на пределе своих возможностей. Схема работы сетей была следующей: сточные воды всего Верхнего города и Подола поступали в Ново-Лыбедский коллектор и сбрасывались в р.Лыбедь под Лысой горой. Примерно пятая часть общего количества стоков поступала в Старо-Лы-бедский коллектор и сбрасывалась без всякой очистки непосредственно в р.Днепр. На Куреневские поля орошения стоки подавались только по заявкам совхоза "Пуща-Водица" для орошения.

Левобережная часть города в канализованной своей части работала на несколько локальных очистных сооружений. Такие сооружения имели: поселок ДВРЗ, Киевский мясокомбинат, Воскресенская слободка и др. На правом берегу отдельные части города не были подключены к централизованной системе канализации. В частности, поселок Водогон вместе с Днепровской водопроводной станцией имел локальные поля фильтрации в районе хут. Редькина, Украинская сельхозакадемия, Конча-Заспа, Пуща-Водица и др.

Накануне Великой Отечественной войны по заданию Киевского Каналтреста институтом Водоканалпроект была разработана новая генеральная схема канализации г. Киева (рис. 7). Аналогичная схема была выполнена и по водопроводу.

Генеральной схемой канализации 1940 г. предусматривалось: доведение Ново-Лыбедского коллектора (дюкера) до р.Днепра, очистка сточных вод правого берега на очистных сооружениях в районе Телички, сооружение Ново-Кирилловского коллектора (для канализования промышленной зоны на Подоле и Куренев-ке), сооружение новой Подольской насосной станции, канализо-вание района Святошино и сооружение Верхне-Лыбедского коллектора, реконструкция маломерных сетей.

Канализование левобережной части города предусматривалось в Главный Дарницкий коллектор с очисткой на собственных очистных сооружениях. К началу войны, т.е. к 22 июня 1941 г., были выполнены проектные работы по целому ряду канализационных сооружений. В частности, запроектирована реконструкция Подольской коллекторной насосной станции, на которой предусматривалось установить новые тогда фекальные насосы типа НФ-8 вместо малопроизводительных двух плунжерных насосов К '2 и 3. В 1941 г. были получены 4 таких насосных агрегата для


Hosted by uCoz